Дети и деньги

Бизнес-блог

Наш блог ведут бизнес-эксперты, эксперты Банка и предприниматели. Реальные кейсы, лайфхаки и идеи для развития вашего бизнеса.

вниз

Дети и деньги

Подрастает поколение Z – дети, про которых их же папы и мамы, а уж тем более бабушки и дедушки говорят «мы не знаем, что дарить им на день рождения». А на вопрос, что тебе подарить эти малыши отвечают «лучше деньгами». «Я, конечно, могу сказать тебе, что я хочу получить на день рождения, но ты не то что найти это не сможешь, но даже названия не запомнишь», - объяснил свою просьбу одной шокированной маме ее 13-летний отпрыск.

Отношение к деньгам у поколения Z (1995 г.р. и позже) кардинально отличается от предыдущих. Для Y и даже еще для старших X -  деньги — это эквивалент обмена труда на жизненные блага. А для Z, которые рождены после 1995 года, ставшего точкой отсчета для развития пластиковых карт в России, деньги превратились в информационный поток. Такой же, как знания, игры. Как же относиться к проблеме «дети и деньги сегодня? Вопросы «сколько давать», «с какого возраста», «надо ли и как контролировать» сыплются на психологов, которые сами теряются в ответах. То, что написано ниже – это не догма, такая же экспертная позиция, которой мы делимся с Вами.

С какого возраста у ребенка должны появиться первые деньги?

Однозначного ответа нет. Точного возрастного порога не существует. Но если рассуждать здраво, то деньги – это возможности, а любые возможности  - это ответственность. Иначе говоря, с того момента, когда ребенок становиться способен брать на себя какую-то ответственность, у него могут появиться первые деньги. У каждого  этот момент наступает в свое время. Есть несколько факторов, которые надо запомнить.

  1. Скорее всего, первые карманные деньги ребенок использует совершенно бесполезно (потеряет, накупит какой-то ерунды, раздаст). Но помните, это его деньги и вы не можете заставить потратить их так, как считаете нужным, запретить тратить по своему усмотрению. Надавите – снимете ответственность и навсегда породите чувство, что брать ответственность неприятно, и всегда можно на кого-то ее переложить
  2. Обсудить с ребенком его действия не возбраняется, но удержитесь от упреков типа «я их зарабатывал, а ты…»

Надо ли поощрять учебы и домашние дела деньгами?

  1. Школа – это обязанность, которую выполняет ребенок, он не приносит домой никаких ценностей, потому что обучается, не выполняет больших домашних обязанностей, не несет нагрузки по самообеспечению, потому что его задача – получать знания. Проведите аналогию с бизнесом, если начать дополнительно стимулировать сотрудников за их же обязанности? Правильно, быстрое привыкание к доплатам, шантаж, манипуляции.
  2. Домашние дела тоже делятся на два типа: обязанности (прогулки с собакой, уборка в комнате, убрать со стола за всеми) это как учеба в школе, за них можно и нужно хвалить, но платить за них не стоит. Но могут возникнуть дополнительные домашние дела, не помощь папе и маме, а то, за что родители платили бы, например, наемному персоналу (помывка окон, уборка на даче, привезти-увезти что-то) вот тут, почему бы не дать заработать любимому чаду.

Совсем другое отношение у ребенка к заработанным им деньгам

Причем не важно, как это было сделано – разносил листовки,  работал на акции промоутером, выиграл приз на соревнованиях. В этом случае заработок уже не тратится бездумно. Ребенок начинает понимать стоимость денег и задумывается о том, как бы их сохранить.

  1. Помогите ребенку заработать. Если у вас есть бизнес или на работе требуется неквалифицированный, но оплаченный труд – предложите ему и помогите договориться. Не доводите ситуацию до абсурда (пусть сам, на общих основаниях, надо учиться пробиваться), родители все же трамплин, так предоставьте его. Вот прыгать пусть сам будет.
  2. Не регламентируйте использование личных средств и не требуйте отчетов. Спросить можете. Но можете и не получить ответа. Не требуйте пополнения семейного бюджета. Если ребенок захочет вам передать заработанное – помогите ему сохранить деньги до момента, когда они ему потребуются.

Ну и еще несколько советов, о которых мы не могли не упомянуть. С самого начала учите ребенка безопасному обращение с деньгами.

  1. Помогите завести пластиковую карту банка. Если возраст не позволяет, то оформите вторую дополнительную карту, привязав ее к своей, ограничив лимитом используемые средства.
  2. Расскажите о правилах безопасности при использовании пластиковой карты (ПИН-код вместе с картой не хранить и никому не говорить, в Интернете и по СМС номер карты не пересылать, в банкомате не забывать, посторонним не показывать и не давать).
  3. Если деньги поступают или используются в Интернете, то оформите ребенкув банке виртуальную карту, чтобы не вводить в Интернет сети реальные данные.
  4. Запишите и сохраните контакты горячей линии банка, что бы ребенок имел возможность оперативно блокировать карту.

Может эти правила кажутся по началу и сложнее, чем правила непосредственного обращения с деньгами, но и эффект может превысить ожидания. Потеря карты ещё не потеря всех денег, которые на ней хранятся. А умение планировать свои расходы «в уме», не держа наличные в кармане, дорогого стоит.

Сегодня вопрос детей и денег решается сложнее, чем 10-15 лет назад. Отношение к деньгам, сами деньги, способы покупок и заработка очень изменились. Очень важно, чтобы у ребенка с детства выработалось правильное отношение к деньгам и к работе, а также понимание, что сейчас он использует блага, которые заработаны папой и мамой, а ему достаются авансом вместе с ними. Со временем ему предстоит либо научиться зарабатывать на них же самостоятельно, либо отказаться.

Это сугубо мнение авторов. Не исключено, что вы не согласитесь с какими-то положениями. Поделитесь своими мыслями.

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.

Вконтакте Facebook Twitter

Забыли пароль?